ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БЛОГ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ МО Г.КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД № 222» ЛИТВИНЕНКО СВЕТЛАНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

воскресенье, 10 ноября 2019 г.

Сказкотерапия 


Здравствуйте дорогие гости и постоянные посетители моего блога. Хочу поделиться с Вами информацией об основных видах арт-терапии, а в частности с одним из используемых мной методом в работе с детьми – сказкотерапией.
Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства: рисование, коллажи, оригами; лепка из пластилина, скульптура; работа с песком, глиной; пластика, танцы; кино, фотография; художественная самодеятельность (игры, представления); цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и т. д.
Сказкотерапия для дошкольников — современное средство
, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.
Во-первых, сказки используют для преодоления детских страхов. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.
Во-вторых, сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.
В-третьих, одним из положительных эффектов сказкотерапии является укрепление связи и взаимоотношений между детьми и родителями.
Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка:
В два года детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи рассказчика помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём.
Для лучшего понимания сказки в работе с детьми я опираюсь не только на словесное описание, но и на изображение: использую показ иллюстрации в книжках, действия по сказке с помощью кукол и так далее.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. В этом возрасте начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать.
С 5 лет ребёнка интересуют уже человеческие персонажи: принцы, царевны, солдаты, рыцари и т. д. Такие сказки лучше передают детям жизненный опыт на примере героев. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. В работе с детьми этого возраста необходимо использовать пересказ известных сказок. Также действенным приёмом является применение театра в работе с детьми: розыгрыш сказки в лицах.
Примерно с 6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Благодаря им ребенок черпает жизненную мудрость и познает в чем суть духовного развития человека.
В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок:
1) Художественные и народные сказки:
Эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку
накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры. специально разработанные психологом:
3) Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.
Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.
Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает воспитателю и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… При выборе методов арт-терапевтического воздействия следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения. То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

Совсем недавно открыла для себя замечательную детскую писательницу Татьяну Нененко! 

Детская писательница, автор терапевтических сказок, журналистка, мама двоих детей.
«Сказочная» мама - это философия воспитания детей, в основе которой лежит терапевтическая сказка. Сказка учит, сказка лечит, сказка помогает жить!

Сказка - главное лекарство в сказкотерапии. Какие болезни лечит сказка? Она избавляет ребёнка от таких паразитов, как «нехочуха» и «капризка», а также активно борется с «воспалением хитрости» и «обострением скуки».
Вот две статьи Татьяны Нененко.... Если Вас заинтересует информация, то можно перейти по ссылке
...Как привить ребёнку любовь к сказкам?
- Мой ребёнок не любит сказки!
- Он вообще меня не слушает, когда я читаю книгу!
- Начинает отвлекаться уже через несколько минут!
- Даже картинки не помогают!
- Мой малыш рвёт книги, вместо того чтобы читать!
Если вам знакомы вышеуказанные проблемы, то эта статья специально для вас 😉
Зачем сказка нужна современному ребёнку?
Как известно, легендарный Юлий Цезарь умел делать несколько дел одновременно. Но даже он позавидовал бы среднестатистическому человеку из нашей эпохи. Столько всего нужно успеть сделать за день! Часто совмещая, казалось бы, несовместимые вещи. Яркий пример тому — молодые мамы. Некоторые умудряются и работать, и заниматься домашними делами, и воспитывать детей. Я восхищаюсь такими женщинами!
Для современных детей умение грамотно организовать личное время важно не меньше, чем для взрослых. На ребёнка ежедневно льётся огромный поток различной информации, вместе с тем предъявляется бесчисленное количество требований. Не расслабишься!
Как ребёнку полноценно развиваться в бешеном ритме жизни и находить время для отдыха? На помощь придёт сказка. Она выполняет две функции одновременно: воспитательную и развлекательную. Сказка учит добру и справедливости, учит справляться с трудностями, тренирует внимание и память, расширяет кругозор, развивает любознательность. Сказка погружает малыша в чудесный мир волшебства, где вместе с героями можно пережить фантастические эмоции.
И самое главное, сказка — это мостик между ребёнком и взрослым. Время, проведённое с малышом во время чтения сказки, бесценно. Это один из самых лучших способов наладить или укрепить связь с ребёнком.

Если вы считаете, что детские сказки только для детей...
Чему учат сказки? Быть отзывчивыми, честными, смелыми. Учат ценить друзей и уважительно относиться к родным. Учат не бояться трудностей и верить в свои силы. Учат тому, что добро возвращается добром, а зло будет наказано.
Вы думаете, что детские сказки учат только детей? Нет, не только. Каждый раз читая вместе с ребёнком сказку, мы сами становимся немного мудрее. Мы начинаем видеть тонкие намёки автора и расшифровывать его важные послания. Те, что в детстве просто не замечали.
Например, когда я перечитала «Золушку» уже во взрослом состоянии, главная героиня предстала передо мной в совершенно неожиданном образе. Не милая, наивная и безропотная девушка, которой несказанно повезло. А сильная, целеустремлённая и волевая личность, которая пережила множество потрясений в жизни: потерю матери, отчуждённость отца, издевательство мачехи и сестёр. Однако её ничего не сломило!
Чёрная зола — это символ подавленного состояния героини, её подчинённого положения. Светлый образ Крёстной Феи и хрустальные туфельки — символы подъёма жизненной энергии Золушки. Осознав своё тяжёлое положение, девушка понимает, что настала пора действовать. И королевский бал — это идеальная возможность изменить жизнь к лучшему.
Золушка напомнила мне, что важно не бояться трудностей, верить в свои силы и тогда всё обязательно получится!

8 комментариев:

  1. Ответы
    1. Здравствуйте. Спасибо, что зашли в мой блог. Рада, что Вам понравилась статья.

      Удалить
  2. На самом деле очень познавательная информация содержится в статье да и весь блог очень удобный и полезный

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо что находите время все так доходчиво изложить и красиво оформить

    ОтветитьУдалить
  4. Сказка - одно из лучших изобретений человека! Она развлекает, развивает и даже лечит...Погружаясь в круговорот удивительных событий, ребенок учится различать добро и зло, усваивает нормы общения и поведения. Книги, которые в детстве читают вслух детям , остаются с ними на всю жизнь, как колыбельная мамы, как объятия бабушки,как первое рукопожатие отца. Дети могут этого и не вспомнить потом, но это навсегда останется с ними. Столько замечательных впечатлений можно получить от совместного прочтения книг. Спасибо Вам за прекрасную работу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия! Спасибо за комментарий. Согласна с Вами... Через сказку много можно рассказать детям, научить, направить... Перед тихим часом мои воспитанники любят послушать какую-нибудь сказку... на самом интересном месте я всегда спрашиваю, хотят ли они знать, чем закончилась сказка?... Но, чтобы услышать продолжение, нужно закрыть глаза и спокойно полежать... 100%тишина гарантируется!!!😴

      Удалить