Возрастные особенности детей 6-7 лет
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию. В одной известной песенке поется «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким выводам он придет.
Каковы же они – наши первоклассники? Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.
Социальное развитие:
• дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
• дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,
• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
• они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие:
• дети способны правильно произносить все звуки родного языка,
• способны к простейшему звуковому анализу слов,
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).
• грамматически правильно строят предложения,
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,
• свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают¬ на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль,
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,
• способны использовать все союзы и приставки, обобща¬ющие слова, придаточные предложения
Интеллектуальное развитие:
• дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,
• они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают мно¬го вопросов,
• с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружа¬ющем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:
• шестилетки способны к произвольному вниманию, одна¬ко устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:
• количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),
• преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном воспри¬ятии,
• дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают нагляд¬ные образы, чем словесные рассуждения),
• способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка),
не способны быстро и четко переключать внимание с од¬ного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
.
Развитие мышления:
• наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление,
• доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие:
• способны различать расположение фигур, деталей в про¬странстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
• способны определять и различать простые геометрические ¬ фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.),
• способны различать и выделять буквы и цифры, написан¬ные разным шрифтом;
• способны мысленно находить часть от целой фигуры, до¬страивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструк¬ции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:
• способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, мо¬жет вызвать трудности у другого.
Слухо-моторные координации:
• способны различать и воспроизводить несложный ритми¬ческий рисунок;
• способны выполнять под музыку ритмичные (танцеваль¬ные) движения.
Развитие движений:
• дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
• способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;
• способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
• способны выполнять сложнокоординированные гимнас¬тические упражнения,
способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,
• способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);
• способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Личностное развитие, самосознание, самооценка:
• способны осознавать свое положение в системе отноше¬ний со взрослыми и сверстниками,
стремятся соответствовать требованиям взрослых, стре мятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
• ¬самооценка в разных видах деятельности может суще¬ственно отличаться,
• не способны к адекватной самооценке. Она в значитель¬ной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
Мотивы поведения:
• интерес к новым видам деятельности;
• интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
• проявляют познавательные интересы;
• устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Произвольность:
• способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил),
• способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.
Как мы видим, различные сферы шестилетки развиты нео¬динаково и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотри¬тельно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный ин¬дивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.
Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умнень¬кий, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожи¬даниях. На детскую головку обрушивается град упреков: не¬усидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа... Но ведь не толь¬ко родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не полу¬чается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложить¬ся впечатление, что его перестали любить. То есть не совсем перестали, но, если раньше его любили, безусловно, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Отноше¬ние родителей ни в коей мере не должно изменяться в связи с успехами или неудачами ребенка, более того, родители долж¬ны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, ос¬тается любимым.
В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзы¬вайте малыша смешным прозвищем, если он что-то плохо де¬лает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать. По¬чаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте вни¬мание на неудачах.
В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовлен¬ных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчи¬вых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья ма-лыша
и решайте все проблемы как можно быстрее.
👍
ОтветитьУдалитьДобрый день.Спасибо за посещение моешго блога.
Удалить��
ОтветитьУдалитьДобрый день. Спасибо. Когда знаешь особенности каждого возраста, то легче понимать ребенка...
УдалитьОчень полезная консультация для родителе. Спасибо
ОтветитьУдалитьДобрый день. Спасибо. Рада, что для Вас эта статья оказалась полезной.
Удалить